Методика

На этой страничке блога можно найти информацию о том, как развивать у детей отдельные графические умения.



Система заданий, направленных на развитие графических умений у детей


1 группа умений. Анализ и синтез пространственных признаков и отношений реальных объектов
В методической литературе описано достаточно большое количество игр и упражнений, направленных на развитие умений выделять свойства предметов (форма, величина) и пространственных отношений. Мы предлагаем систематизировать и классифицировать их следующим образом.
- Практическое выделение и словесное обозначение признака, свойства
- Сравнение по свойствам
- Установление соответствий по свойствам
- Построение сериационных рядов
- Классификация по признакам, свойствам
- Воспроизведение объекта по его заданным свойствам
- Преобразование свойств объектов



2 группа умений. Декодирование графической информации
(чтение графических изображений)
1. Развитие умений определять и называть вид графического изображения (чертеж, схема, карта, план, наглядное изображение)
Анализ (выделение и называние) вида графического изображения:
  • Называние вида заданного графического изображения
  • Нахождение названного вида графического изображения
  • Установление соответствия графического изображения и его названия
2. Развитие умений определять, называть свойства изображенных объектов и их частей
Анализ (выделение, называние) формы изображенных предметов (в т.ч. геометрических фигур) и их частей
  • Выделение и называние заданных форм в графических изображениях
  • Выделение элементов изображенных фигур: вершин, углов, сторон, ребер, граней
  • Определение симметричности изображенных объектов
Анализ (выделение, называние) величины изображенных предметов и их частей Выделение заданных параметров величины
  • Сравнение изображенных объектов по величине
  • Установление сериационных отношений изображенных объектов по величине
Анализ (выделение, называние) пространственных отношений изображенных предметов и их частей
  • «Чтение» лабиринтов
  • Определение взаимного расположения объектов и их частей на изображениях
  • Сравнение изображений
Комплексные задания
  • Выделение существенных признаков сходства или различия изображенных объектов и их частей
  • Выделение объектов на «зашумленных» или наложенных изображениях
  • Поиск отличий в сходных изображениях
  • Группировка изображений по различным признакам
  • Определение недостающих или неадекватных деталей изображения
  • Установление соответствия изображений и реальных объектов
  • Ориентировка по планам (чтение), соотнесение с реальной обстановкой
  • Анализ изображений паркетов, мозаик, орнаментов: выделение составных частей (мотивов), определение их формы, величины и взаимного расположения
  • Установление закономерностей в построении изображения



3. Развитие умений анализировать графический состав изображений (виды линий)
Анализ изображения
  • Нахождение, называние типов линий, использованных в изображении
  • Поиск отличий в сходных изображениях (по типам линий)
  • Группировка изображений
4. Развитие умений конструировать по графическому изображению
Конструирование плоскостных моделей
  • Конструирование по полному образцу (расчлененному на части)
  • Конструирование по частично расчлененному образцу
  • Конструирование по нерасчлененному образцу (контур, силуэт)
Конструирование объемных моделей
  • Конструирование из готовых разверток, выкроек
  • Конструирование по наглядному изображению
  • Конструирование по чертежу в нескольких видах
5. Развитие умений читать и воспроизводить заданную в графическом изображении последовательность действий
Анализ графического изображения
  • Конструирование по схеме, отражающей последовательность действий (оригами, «Квадрат Воскобовича»)
  • Определение и воспроизведение заданной последовательности действий



3 группа умений. Кодирование графической информации (создание изображений)
1. Развитие умений осуществлять основные графические операции
Построения от руки
  • Соединение точек линиями
  • Штриховка в заданных направлениях
  • Построение «дорожек» разной конфигурации
  • Построение композиций из различных линий и фигур
Построения с помощью чертежно-графических инструментов
  • Соединение точек линиями
  • Построение линий с помощью линейки
  • Построение окружностей и дуг с помощью циркуля
  • Построение композиций из различных линий и фигур с помощью шаблонов, трафаретов, линейки, циркуля
2. Развитие умений создавать графические изображения с опорой на образец
Построение изображения с использованием полного образца
  • Построение изображения с помощью кальки, копировальной бумаги
  • Построение изображения на пленке «Игровизора»
  • Обведение образца по линии
  • Копирование образца
Построение изображения с использованием частичного образца
  • Построение изображения по точкам (контур, опорные точки)
  • Построение изображения по штриховой линии
  • Построение изображения по клеткам
  • Использование осей симметрии (дорисовать вторую половину, четверть)
  • Построение изображения по «осям координат» - опорным линиям (сгибанием листа получают вертикальные и горизонтальные опорные линии)
  • Продолжение рисунка на основе установления закономерностей расположения элементов изображения
  • Дорисовывание недостающих деталей изображения
  • Построение изображения на пленке «Геовизора» (с координатами точек)
3. Развитие умений строить изображения по словесной инструкции
Графические диктанты
  • Построение изображения на нелинованой бумаге
  • Построение на бумаге в клетку
  • Построение изображения по памяти
4. Развитие умений самостоятельно строить графические изображения (по замыслу)
Построение изображения
  • Построение изображения на глаз, от руки
  • Построение изображения объемных объектов с помощью обведения деталей (граней) – «фотография», «паспорт»
  • Построение изображения с использованием шаблонов, трафаретов, чертежных инструментов
  • Построение изображения с использованием измерения (с помощью измерительного циркуля, линейки)



4 группа умений. Преобразование графической информации
1. Развитие умений преобразовывать графические изображения
Преобразование изображений по заданному условию
  • Изменение формы изображенных объектов и их частей (графическое разбиение изображений на части, воссоздание заданной формы из частей)
  • Изменение размера (увеличение, уменьшение) изображенных объектов и их частей
  • Преобразование пространственного расположения изображенных объектов и их частей (поворот, зеркальное отражение, перемещение, взаимная замена положений)
  • Количественные изменения изображенных объектов и их частей
  • Построение графических изображений, воссозданных из заданных частей
Определение условия преобразования
  • Определить, что изменилось в изображении, на основе сравнения исходного изображения и изображения после преобразования
  • Планирование изменений: что нужно сделать, чтобы…
Определение исходного изображения
  • По предложенному изображению после преобразования и известному условию преобразования восстановить исходное изображение или выбрать его из предъявленных
Преобразование графических изображений в соответствии с изменением соответствующих им объектов
  • Внесение изменений в графические изображения в соответствии с изменениями изображенных объектов (добавление элементов конструкции, удаление элементов конструкции, изменение расположения элемента)
2. Развитие умений преобразовывать объекты на основе преобразования их изображений
Преобразование объектов по заданному изменению изображения
  • Изменение формы объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий, удаление элементов изображения)
  • Изменение размера объектов и их частей
  • Преобразование пространственного расположения объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий; удаление элементов изображения; перемена мест элементов изображения)
  • Количественные изменения объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий; удаление элементов изображения)
  • Построение объектов, воссозданных из заданных частей на графических изображениях
Определение условия преобразования
  • Определить, что изменится в объекте, на основе сравнения исходного графического изображения и изображения после преобразования
  • Планирование изменений: что нужно сделать, чтобы…
Определение исходного объекта
  • По предложенному изображению после преобразования и известному условию преобразования восстановить исходный объект или выбрать его из предъявленных
Преобразование объектов в соответствии с изменением соответствующих им графических изображений
  • Внесение изменений в объекты (добавление элементов конструкции, удаление элементов конструкции, изменение расположения элемента) в соответствии с изменениями графических изображений (добавление новых линий; удаление элементов изображения; перемена мест элементов изображения)
  • Определить, как изменится конструкция объекта, если изменить изображение





В данной презентации можно узнать о симметрии и ее роли в искусстве.