Система заданий, направленных на развитие графических умений у детей
1 группа умений. Анализ и синтез пространственных признаков и отношений реальных объектов
В методической литературе описано достаточно большое количество игр и упражнений, направленных на развитие умений выделять свойства предметов (форма, величина) и пространственных отношений. Мы предлагаем систематизировать и классифицировать их следующим образом.
- Практическое выделение и словесное обозначение признака, свойства
- Сравнение по свойствам
- Установление соответствий по свойствам
- Построение сериационных рядов
- Классификация по признакам, свойствам
- Воспроизведение объекта по его заданным свойствам
- Преобразование свойств объектов
2 группа умений. Декодирование графической информации
(чтение графических изображений)
1. Развитие умений определять и называть вид графического изображения (чертеж, схема, карта, план, наглядное изображение)
Анализ (выделение и называние) вида графического изображения:
- Называние вида заданного графического изображения
- Нахождение названного вида графического изображения
- Установление соответствия графического изображения и его названия
Анализ (выделение, называние) формы изображенных предметов (в т.ч. геометрических фигур) и их частей
- Выделение и называние заданных форм в графических изображениях
- Выделение элементов изображенных фигур: вершин, углов, сторон, ребер, граней
- Определение симметричности изображенных объектов
- Сравнение изображенных объектов по величине
- Установление сериационных отношений изображенных объектов по величине
- «Чтение» лабиринтов
- Определение взаимного расположения объектов и их частей на изображениях
- Сравнение изображений
- Выделение существенных признаков сходства или различия изображенных объектов и их частей
- Выделение объектов на «зашумленных» или наложенных изображениях
- Поиск отличий в сходных изображениях
- Группировка изображений по различным признакам
- Определение недостающих или неадекватных деталей изображения
- Установление соответствия изображений и реальных объектов
- Ориентировка по планам (чтение), соотнесение с реальной обстановкой
- Анализ изображений паркетов, мозаик, орнаментов: выделение составных частей (мотивов), определение их формы, величины и взаимного расположения
- Установление закономерностей в построении изображения
3. Развитие умений анализировать графический состав изображений (виды линий)
Анализ изображения
- Нахождение, называние типов линий, использованных в изображении
- Поиск отличий в сходных изображениях (по типам линий)
- Группировка изображений
Конструирование плоскостных моделей
- Конструирование по полному образцу (расчлененному на части)
- Конструирование по частично расчлененному образцу
- Конструирование по нерасчлененному образцу (контур, силуэт)
- Конструирование из готовых разверток, выкроек
- Конструирование по наглядному изображению
- Конструирование по чертежу в нескольких видах
Анализ графического изображения
- Конструирование по схеме, отражающей последовательность действий (оригами, «Квадрат Воскобовича»)
- Определение и воспроизведение заданной последовательности действий
3 группа умений. Кодирование графической информации (создание изображений)
1. Развитие умений осуществлять основные графические операции
Построения от руки
- Соединение точек линиями
- Штриховка в заданных направлениях
- Построение «дорожек» разной конфигурации
- Построение композиций из различных линий и фигур
- Соединение точек линиями
- Построение линий с помощью линейки
- Построение окружностей и дуг с помощью циркуля
- Построение композиций из различных линий и фигур с помощью шаблонов, трафаретов, линейки, циркуля
Построение изображения с использованием полного образца
- Построение изображения с помощью кальки, копировальной бумаги
- Построение изображения на пленке «Игровизора»
- Обведение образца по линии
- Копирование образца
- Построение изображения по точкам (контур, опорные точки)
- Построение изображения по штриховой линии
- Построение изображения по клеткам
- Использование осей симметрии (дорисовать вторую половину, четверть)
- Построение изображения по «осям координат» - опорным линиям (сгибанием листа получают вертикальные и горизонтальные опорные линии)
- Продолжение рисунка на основе установления закономерностей расположения элементов изображения
- Дорисовывание недостающих деталей изображения
- Построение изображения на пленке «Геовизора» (с координатами точек)
Графические диктанты
- Построение изображения на нелинованой бумаге
- Построение на бумаге в клетку
- Построение изображения по памяти
Построение изображения
- Построение изображения на глаз, от руки
- Построение изображения объемных объектов с помощью обведения деталей (граней) – «фотография», «паспорт»
- Построение изображения с использованием шаблонов, трафаретов, чертежных инструментов
- Построение изображения с использованием измерения (с помощью измерительного циркуля, линейки)
4 группа умений. Преобразование графической информации
1. Развитие умений преобразовывать графические изображения
Преобразование изображений по заданному условию
- Изменение формы изображенных объектов и их частей (графическое разбиение изображений на части, воссоздание заданной формы из частей)
- Изменение размера (увеличение, уменьшение) изображенных объектов и их частей
- Преобразование пространственного расположения изображенных объектов и их частей (поворот, зеркальное отражение, перемещение, взаимная замена положений)
- Количественные изменения изображенных объектов и их частей
- Построение графических изображений, воссозданных из заданных частей
- Определить, что изменилось в изображении, на основе сравнения исходного изображения и изображения после преобразования
- Планирование изменений: что нужно сделать, чтобы…
- По предложенному изображению после преобразования и известному условию преобразования восстановить исходное изображение или выбрать его из предъявленных
- Внесение изменений в графические изображения в соответствии с изменениями изображенных объектов (добавление элементов конструкции, удаление элементов конструкции, изменение расположения элемента)
Преобразование объектов по заданному изменению изображения
- Изменение формы объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий, удаление элементов изображения)
- Изменение размера объектов и их частей
- Преобразование пространственного расположения объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий; удаление элементов изображения; перемена мест элементов изображения)
- Количественные изменения объектов и их частей на основе изменений в изображениях (добавление новых линий; удаление элементов изображения)
- Построение объектов, воссозданных из заданных частей на графических изображениях
- Определить, что изменится в объекте, на основе сравнения исходного графического изображения и изображения после преобразования
- Планирование изменений: что нужно сделать, чтобы…
- По предложенному изображению после преобразования и известному условию преобразования восстановить исходный объект или выбрать его из предъявленных
- Внесение изменений в объекты (добавление элементов конструкции, удаление элементов конструкции, изменение расположения элемента) в соответствии с изменениями графических изображений (добавление новых линий; удаление элементов изображения; перемена мест элементов изображения)
- Определить, как изменится конструкция объекта, если изменить изображение
В данной презентации можно узнать о симметрии и ее роли в искусстве.